Конспекты занятий

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с элементами изотерапии «Путешествие в сказку» возраст ребенка – 5 лет,ТНР.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные

- уточнить и расширить знания ребенка о сказках и сказочных героях;

- упражнять в различении понятий добра и зла на примере героев знакомых сказок;

- закрепить знания ребенка об основных эмоциях;

- учить сравнивать поступки детей с поведением сказочных героев.

2. Развивающие

- развивать умение узнавать и различать основные эмоции;

- развивать умение понимать свои чувства и чувства других;

- развивать фантазию и воображение;

- развивать речь, мышление, произвольное внимание, тонкую моторику.

3. Воспитательные

- формировать эмоциональное отношение к результату своей деятельности;

- воспитывать умение сопереживать и помогать другому в трудной ситуации.

Материалы к занятию: игрушка «Волшебник», коврик для занятий, разрезные картинки-домики с изображением эмоций, плакат-карта «Сказочная страна», циферблат часов со стрелками, с наклеенными по кругу иллюстрациями сказочных героев: положительных и отрицательных, пакеты ситуаций, отображающие поступки детей в социальном мире, вырезанный из бумаги круг, листы бумаги, фломастеры, карандаши, акварельные краски.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог-психолог приветствует ребенка и говорит: «Сегодня у нас необычное занятие, я предлагаю тебе совершить путешествие в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира, страну, где царствует добро, мир и красота. Мы отправляемся в путешествие в «Страну сказок». Ты готов к путешествию? Как ты думаешь, что поможет нам туда попасть? Какие сказочные предметы?». Ответы ребенка (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебный корабль и т.д.).

2. Релаксация «Ковер-самолет»

Педагог-психолог говорит: «Ой, а у нас как раз есть ковер-самолет! Он и поможет нам переместиться в сказку. Удобно сядь на ковер, расслабься, закрой глаза и внимательно слушай». Звучит спокойная музыка. «Мы садимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает нас. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в «Стране сказок». Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза. Ну, вот мы и добрались!».

3. Упражнение «Собери домики сказочных героев»

В «Стране сказок» ребенка встречает добрый Волшебник (педагог-психолог достает игрушку волшебника). Волшебник приветствует ребенка, говорит, что очень рад видеть его в своей волшебной стране и читает стихотворение:


«В сказке встретят нас герои –
Злой волшебник или тролли,
Карабас и Буратино,
Золушка и Чипполино,
И русалочка из моря,
Теремок, что среди поля,
Белоснежка, Чебурашка,
Карлсон, черепашка,
Три веселых поросенка,
В красной шапочке девчонка,
Маугли и Карлик-нос,
И, конечно, Дед мороз,
Вы уж мне поверьте, дети,
В сказке всех сегодня встретим!»

Затем Волшебник рассказывает ребенку, что в «Стране сказок» случилась большая неприятность, на долину обрушился страшный ураган и сломал все домики ее жителей. Волшебник просит ребенка помочь ему и починить домики сказочных героев.

Ребенку предлагается собрать 5 разрезных картинок-домиков с изображением пиктограмм различных эмоций (радость, печаль, удивление, злость, страх).

4. Упражнение «Где, чей домик?»

После того, как ребенок собрал все домики, Волшебник благодарит ребенка за помощь и показывает плакат-карту «Сказочной страны». На карте изображены сказочные герои Буратино, Три поросёнка, Незнайка, Карабас-Барабас, ослик Иа. Волшебник просит ребенка найти домик каждого из героев и прикрепить его на карту рядом с его хозяином. Педагог-психолог спрашивает ребенка: «Почему ты думаешь, что Карабас-Барабас живет именно в этом домике? Какие злые поступки он совершал? Почему Незнайка живет в домике с пиктограммой «Удивление»? Кого боялись поросята из сказки «Три поросенка»? Почему ослик Иа грустит? Почему Буратино живет в «веселом» домике?». Ответы ребенка. Педагог-психолог говорит: «Жители сказочной страны благодарят тебя за помощь, теперь они вновь обрели свои дома и очень рады этому».

5. Игра «Сказочные часы»

Волшебник говорит ребенку: «В нашей сказочной стране всё необычно. Например, время мы определяем по таким сказочным часам (показывает часы с иллюстрациями сказочных героев). А еще с ними можно интересно играть. Хочешь попробовать?».

Педагог-психолог рассматривает с ребенком иллюстрации сказочных героев на циферблате. Уточняет, из каких они сказок. Какие были в сказках: добрые, злые, жадные, хитрые, страшные и т.д. Предлагает послушать небольшой рассказ из жизни детей и перевести стрелки «часов» на того сказочного героя, на которого похож ребенок из ее рассказа. Тексты рассказываются поочередно. Соответственно ситуациям указываются сказочные герои.

5. Динамическая пауза

Затем волшебник рассказывает ребенку, что у него есть волшебный сундук, но он крепко заперт магическим заклинанием. Чтобы его открыть, нужно произнести волшебные слова и выполнить волшебные движения.


Педагог-психолог говорит: «Повторяй за мной.
К сказке в гости мы пришли, (шагаем на месте)
Сундучок с замком нашли. (руки разводим в стороны)
Справа заглянули, (наклон вправо)
Слева заглянули, (наклон влево)
И присели, и привстали, (присели, встали)
И зайчонком поскакали. (прыжки на месте)
Ручки наши разомнем, («замочек» закрываем)
И замочки отопрем!» («замочек» раскрываем)

6. Изотерапевтическое упражнение «Рисунок в круге»

Ребенок открывает сундучок и находит в нем различные материалы для рисования: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, баночки-неразливайки с водой, кисточки разного размера, тряпочки, вырезанный из бумаги круг большого диаметра. Педагог-психолог говорит: «Сегодня мы с тобой соприкоснемся с волшебством, создадим нечто такое, что с давних времен считалось людьми особенным. Знаешь ли ты, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? В нем нет острых углов, он напоминает собой солнце. Сейчас мы с тобой создадим свой волшебный круг. Я предлагаю тебе взять вырезанный из бумаги круг и нарисовать внутри него рисунок, посвященный чему-то доброму и радостному». Ребенок выбирает материалы, которыми он будет выполнять рисунок. Рисование проходит под спокойную музыку.

Далее происходит обсуждение рисунка ребенка. Психолог спрашивает: «Понравилось ли тебе рисовать? Почему ты решил нарисовать именно это? Доволен ли ты тем, что у тебя получилось? Хотел бы ты что-то изменить в своем рисунке или нужно оставить все как есть?». Затем говорит: «Мне очень понравился твой круг. Совсем недавно он был совсем пустым, а сейчас приобрел свое настроение, целую жизнь – ведь в нем поселились твои чувства. Как же сделать его еще и волшебным? Давай потрем свои ладошки одна о другую – чувствуешь, какие они стали горячие? Теперь прикоснись кончиками пальцев к своему кругу, закрой глаза и мысленно передай ему свою душевную теплоту. Сейчас ты поделился частичкой своей доброты, а значит, наделил этот круг особой, волшебной силой. Ведь именно добро творит настоящие чудеса!».

7. Заключительная часть занятия, рефлексия

Психолог говорит: «Наше путешествие в «Страну сказок» подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давай попрощаемся с добрым волшебником и всеми жителями сказочной страны. Нас ждет ковер-самолет, садись поудобнее и полетели!». Ребенок садится на коврик, звучит веселая музыка. Психолог спрашивает ребенка: «В какую страну мы сегодня путешествовали? Что больше всего тебе понравилось в этом путешествии?

Какие эмоции ты испытал во время путешествия?». Ответы ребенка. Психолог прощается и благодарит ребенка за работу.

Читайте также:
Popular Post
Примеры психологических заключений педагога-психолога

Одним из важных направлений работы педагога-психолога в образовательном учреждении является психологическая диагностика, которая проводится...

Читать далее...
Popular Post
Циклограмма деятельности педагога-психолога

Циклограмма работы психолога образовательного учреждения представляет собой расписание деятельности специалиста на неделю ...

Читать далее...
Popular Post
Документация педагога-психолога в образовательном учреждении

Важным компонентом дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является ведение документации. Документация должна...

Читать далее...