Примеры психологических заключений педагога-психолога
Одним из важных направлений работы педагога-психолога в образовательном учреждении является психологическая диагностика, которая проводится...
Читать далее...24 Декабря 2021
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные
- уточнить и расширить знания ребенка о сказках и сказочных героях;
- упражнять в различении понятий добра и зла на примере героев знакомых сказок;
- закрепить знания ребенка об основных эмоциях;
- учить сравнивать поступки детей с поведением сказочных героев.
2. Развивающие
- развивать умение узнавать и различать основные эмоции;
- развивать умение понимать свои чувства и чувства других;
- развивать фантазию и воображение;
- развивать речь, мышление, произвольное внимание, тонкую моторику.
3. Воспитательные
- формировать эмоциональное отношение к результату своей деятельности;
- воспитывать умение сопереживать и помогать другому в трудной ситуации.
Материалы к занятию: игрушка «Волшебник», коврик для занятий, разрезные картинки-домики с изображением эмоций, плакат-карта «Сказочная страна», циферблат часов со стрелками, с наклеенными по кругу иллюстрациями сказочных героев: положительных и отрицательных, пакеты ситуаций, отображающие поступки детей в социальном мире, вырезанный из бумаги круг, листы бумаги, фломастеры, карандаши, акварельные краски.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог-психолог приветствует ребенка и говорит: «Сегодня у нас необычное занятие, я предлагаю тебе совершить путешествие в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира, страну, где царствует добро, мир и красота. Мы отправляемся в путешествие в «Страну сказок». Ты готов к путешествию? Как ты думаешь, что поможет нам туда попасть? Какие сказочные предметы?». Ответы ребенка (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебный корабль и т.д.).
2. Релаксация «Ковер-самолет»
Педагог-психолог говорит: «Ой, а у нас как раз есть ковер-самолет! Он и поможет нам переместиться в сказку. Удобно сядь на ковер, расслабься, закрой глаза и внимательно слушай». Звучит спокойная музыка. «Мы садимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает нас. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в «Стране сказок». Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза. Ну, вот мы и добрались!».
3. Упражнение «Собери домики сказочных героев»
В «Стране сказок» ребенка встречает добрый Волшебник (педагог-психолог достает игрушку волшебника). Волшебник приветствует ребенка, говорит, что очень рад видеть его в своей волшебной стране и читает стихотворение:
Затем Волшебник рассказывает ребенку, что в «Стране сказок» случилась большая неприятность, на долину обрушился страшный ураган и сломал все домики ее жителей. Волшебник просит ребенка помочь ему и починить домики сказочных героев.
Ребенку предлагается собрать 5 разрезных картинок-домиков с изображением пиктограмм различных эмоций (радость, печаль, удивление, злость, страх).
4. Упражнение «Где, чей домик?»
После того, как ребенок собрал все домики, Волшебник благодарит ребенка за помощь и показывает плакат-карту «Сказочной страны». На карте изображены сказочные герои Буратино, Три поросёнка, Незнайка, Карабас-Барабас, ослик Иа. Волшебник просит ребенка найти домик каждого из героев и прикрепить его на карту рядом с его хозяином. Педагог-психолог спрашивает ребенка: «Почему ты думаешь, что Карабас-Барабас живет именно в этом домике? Какие злые поступки он совершал? Почему Незнайка живет в домике с пиктограммой «Удивление»? Кого боялись поросята из сказки «Три поросенка»? Почему ослик Иа грустит? Почему Буратино живет в «веселом» домике?». Ответы ребенка. Педагог-психолог говорит: «Жители сказочной страны благодарят тебя за помощь, теперь они вновь обрели свои дома и очень рады этому».
5. Игра «Сказочные часы»
Волшебник говорит ребенку: «В нашей сказочной стране всё необычно. Например, время мы определяем по таким сказочным часам (показывает часы с иллюстрациями сказочных героев). А еще с ними можно интересно играть. Хочешь попробовать?».
Педагог-психолог рассматривает с ребенком иллюстрации сказочных героев на циферблате. Уточняет, из каких они сказок. Какие были в сказках: добрые, злые, жадные, хитрые, страшные и т.д. Предлагает послушать небольшой рассказ из жизни детей и перевести стрелки «часов» на того сказочного героя, на которого похож ребенок из ее рассказа. Тексты рассказываются поочередно. Соответственно ситуациям указываются сказочные герои.
5. Динамическая пауза
Затем волшебник рассказывает ребенку, что у него есть волшебный сундук, но он крепко заперт магическим заклинанием. Чтобы его открыть, нужно произнести волшебные слова и выполнить волшебные движения.
6. Изотерапевтическое упражнение «Рисунок в круге»
Ребенок открывает сундучок и находит в нем различные материалы для рисования: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, баночки-неразливайки с водой, кисточки разного размера, тряпочки, вырезанный из бумаги круг большого диаметра. Педагог-психолог говорит: «Сегодня мы с тобой соприкоснемся с волшебством, создадим нечто такое, что с давних времен считалось людьми особенным. Знаешь ли ты, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? В нем нет острых углов, он напоминает собой солнце. Сейчас мы с тобой создадим свой волшебный круг. Я предлагаю тебе взять вырезанный из бумаги круг и нарисовать внутри него рисунок, посвященный чему-то доброму и радостному». Ребенок выбирает материалы, которыми он будет выполнять рисунок. Рисование проходит под спокойную музыку.
Далее происходит обсуждение рисунка ребенка. Психолог спрашивает: «Понравилось ли тебе рисовать? Почему ты решил нарисовать именно это? Доволен ли ты тем, что у тебя получилось? Хотел бы ты что-то изменить в своем рисунке или нужно оставить все как есть?». Затем говорит: «Мне очень понравился твой круг. Совсем недавно он был совсем пустым, а сейчас приобрел свое настроение, целую жизнь – ведь в нем поселились твои чувства. Как же сделать его еще и волшебным? Давай потрем свои ладошки одна о другую – чувствуешь, какие они стали горячие? Теперь прикоснись кончиками пальцев к своему кругу, закрой глаза и мысленно передай ему свою душевную теплоту. Сейчас ты поделился частичкой своей доброты, а значит, наделил этот круг особой, волшебной силой. Ведь именно добро творит настоящие чудеса!».
7. Заключительная часть занятия, рефлексия
Психолог говорит: «Наше путешествие в «Страну сказок» подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давай попрощаемся с добрым волшебником и всеми жителями сказочной страны. Нас ждет ковер-самолет, садись поудобнее и полетели!». Ребенок садится на коврик, звучит веселая музыка. Психолог спрашивает ребенка: «В какую страну мы сегодня путешествовали? Что больше всего тебе понравилось в этом путешествии?
Какие эмоции ты испытал во время путешествия?». Ответы ребенка. Психолог прощается и благодарит ребенка за работу.
Одним из важных направлений работы педагога-психолога в образовательном учреждении является психологическая диагностика, которая проводится...
Читать далее...Циклограмма работы психолога образовательного учреждения представляет собой расписание деятельности специалиста на неделю ...
Читать далее...Важным компонентом дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является ведение документации. Документация должна...
Читать далее...