Публикации педагогов-психологов

Семинар для родителей "Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ"

Автор: педагог- психолог МБУ "ЦППМСП", г. Подпорожье, Григорьева Маргарита Александровна.
Структура семинара

План:

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ПЛАСТЕЛИНОГРАФИЯ, КАК МЕТОД НЕТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1 Одна из важнейших задач занятий по пластилинографии при работе с детьми с ОВЗ

2.2 Производные приемы рисования пластилином на занятиях с детьми

2.3 Используемые материалы для пластилинографии и требования к ним

2.4 Музыкальное воздействие на занятиях рисования пластилином с детьми с ОВЗ

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Арт - терапия – лечение искусством. Это форма психотерапии, основанная на искусстве, при которой происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных технологий.

Искусство оказывает положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья.

Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Общение с искусством помогает ему избавиться от негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развитии.

Важно, что для занятий арт-терапией педагогу или воспитателю не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания. Это позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. <Преимущество арт-терапии состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая наиболее близка и интересна ребенку.

Арт-терапевтические занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю, длительностью от 15 минут и более, в зависимости от возраста ребенка и сложности запроса. Курс занятий обычно от 3–5 до 12 недель.

Существует несколько видов арт-терапии для работы с детьми с особенностями развития: изотерапия (пластилинография); игротерапия; музыкотерапия; сказкотерапия (имаготерапия (театротерапия), библиотерапия, мульттерапия); песочная терапия; цветотерапия.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной. Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша. Рисование пластилиновых картин с детьми с ОВЗ можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Поначалу рисование идёт предметное. Затем постепенно расширяются эти границы до несложного сюжета.

Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы для создания плоского или полу рельефного изображения.

Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:

1. Использование только приёма надавливания.

2. Использование только приёма размазывания.

3. Использование обоих приёмов. Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности — от простого к сложному.

Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко — вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик). Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания — сверху вниз, слева направо.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия, нужно предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина. Для работы с детьми выбирается пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа — плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.

На занятиях с детьми с ОВЗ используются простые сюжеты: травушка — муравушка, дождь — проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму. Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

Классическая музыка с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.

Рекомендуем использовать музыкальное воздействие на занятиях рисования пластилином с детьми с ОВЗ:

1. Чтобы уменьшить чувство неуверенности и тревоги, будут полезны Штраус «Вальсы», Шопен «Прелюдии», «Мазурка» и Рубинштейн «Мелодии».

2. Для уменьшения раздражительности, для повышения чувства единства с миром природы, слушайте: Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля минор», Бах «Кантата № 2».

3. Для общего удовлетворения и успокоения помогают Бетховен «Симфония № 6, часть 2», Брамс «Колыбельная», Дебюсси «Свет луны», Шопен «Ноктюрн соль минор», Шуберт «Аве Мария».

4. Чтобы снять симптомы гипертонии и трудностей в общении с другими людьми, слушайте: Бартюк «Соната для фортепиано», «Квартет № 5», Бах «Концерт ре минор для скрипки», «Кантата № 21», Брукнер «Месса ля минор».

5. Чтобы уменьшить головную боль, которая связана с эмоциональным напряжением, помогут Лист «Венгерская рапсодия № 1», Моцарт «Дон Жуан», Хачатурян Сюита «Маскарад».

6. Для того, чтобы поднять общий жизненный тонус, улучшить настроениеи самочувствие, слушайте: Бетховен Увертюра «Эдмонд», Лист «Венгерская рапсодия № 2», Чайковский «Шестая симфония», часть 3, Шопен Прелюдия 1, опус 28.

7. Для уменьшения зависти к успехам других людей будут полезны Бах

8. «Итальянский концерт» и Гайдн «Симфония».

Таким образом, пластилинография является современной интегративной детской деятельностью, в рамках которой развиваются различные способности детей.

Пластилинография способствует:

1. социализации детей;

2. развитию навыков планирования работы по реализации замысла;

3. умению предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

4. способствует развитию фантазии, воображения, психических процессов, пространственной ориентации;

5. развитию навыков самоконтроля.

Анализируя результаты диагностики, и результаты проведенной работы с детьми с ОВЗ видим, что занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Литература:

1. Бражникова А. В., Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 73-74.

2. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Екжанова Е. А.// Дефектология.. — 2003. — № 6. — С.51–54. 5. Филиппова, Л. Пластилинография как средство формирования художественных возможностей детей риска / Филиппова Л.// Коррекционно-развивающее образование. — 2010. — № 3. — С. 26–29.

3. Кожохина С.К Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с. 2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

Поделиться  -

Читайте также:
Popular Post

Важность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста. В статье представлен материал по использованию песочной терапии в работе с детьми ...

Читать далее...
Popular Post

Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии. Материал может быть использован при сопровождении адаптационного периода школьников ...

Читать далее...
Popular Post

Использование приемов арттерапии в работе с воспитанниками с целью снятия психоэмоционального напряжения. В своей работе с воспитанниками раннего и ...

Читать далее...