Публикации педагогов-психологов

Дополнительная развивающая программа «В школу с радостью!»

Автор: п. Красная Горбатка, педагог-психолог, ГБУ ВО "Селивановский центр ППСС", Голохвастова Екатерина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и перспективность программы Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено много работ выдающихся педагогов и психологов.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Всё это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. Также к специалистам филиала «Селивановский Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» поступают запросы от родителей о подготовке их детей к обучению в школе.

Таким образом, в целях удовлетворения социального заказа была создана данная программа для развития всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции) старших дошкольников.

Предлагаемая программа имеет психолого-педагогическую и социальную направленность, является индивидуально-ориентированной и коррекционно-развивающей. Программа способствует повышению эффективности организации психолого-педагогической и социальной помощи детям в условиях филиала Центра.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Данная программа создана на основе следующих теоретических и методологических положениях:

  1. идея развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В. В. Давыдова с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);
  2. идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс);
  3. принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности;
  4. теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин);
  5. принцип деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.);
  6. идеи Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова о воображении как одном из новообразовании дошкольника;
  7. идеи А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна о видах и функциях воображения.

Разработка программы осуществлялась в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения и другими нормативно-правовыми актами.

Практическая направленность и новизна программы

В данной программе представлены технологии организации психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Программа занятий рассчитана на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического забо-левания, т.е. проводить такие занятия не рекомендуется для детей с психическими и нервными заболеваниями. Грамотное проведение коррекции интеллектуального раз¬вития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, вос-приятие, память, эмоциональная сфера, коммуникативные умения. Занятия помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции.

Программа является компилятивной и составлена на основе следующих программ:

1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- 218 с.

2. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64 с.

3. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. — (Вместе с детьми). ISBN 978-5-9949-0192-2.

4. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64 с.

5. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб., Речь, 2007. – 240 с.

6. Горбунова Т.В. Программа подготовки к школе. – Кемерово, 2008 год.

7. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт.-сост. Е. Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2007. - 79 с.

Дополнительная развивающая программа создана с учетом следующих принципов:

  1. принцип гуманизма;
  2. принцип системности;
  3. принцип комплексности;
  4. принцип непрерывности;
  5. принцип обходного пути;
  6. дидактические принципы: наглядности, дос¬тупности, сознательности, индивидуально-ориентированного деятельностного подхода;
  7. принцип вариативности;

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает психологическое сопровождение ребёнка 5-7 лет в условиях филиала Центра, т.е. учреждения, имеющего лицензию на ведение образовательной деятельности, а также в подборе упражнений, игр и заданий на развитие познавательных процессов. Особенности построения программы позволяют гибко изменять содержание конкретного занятия в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Основная идея программы – в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений в деятельности психолога.

Цель программы развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи программы

  1. расширение словарного запаса;
  2. формирование элементарных математических представлений;
  3. пропедевтика обучения чтения и грамоте;
  4. развитие зрительной, слухоречевой памяти;
  5. развитие свойств внимания;
  6. развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
  7. развитие воображения;
  8. формирование навыков общения и совместной деятельности;
  9. формирование внутренней позиции школьника;
  10. формирование позитивной мотивации к обучению;
  11. развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;
  12. развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  13. развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

Адресная направленность программы

Программа адресована педагогам-психологам, воспитателям, учителям-дефектологам, осуществляющим подготовку детей в возрасте 5-7 лет к обучению в школе. Также она может быть интересна педагогам-психологам, сопровождающим образовательный процесс в начальной школе и проводящим коррекционную работу с детьми, не готовыми к школьному обучению.

Программа предполагает проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных занятий с дошкольниками.

Численность детей в группах от 5 до 10 человек.

Продолжительность одного курса занятий зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия составляет от 40 до 45 минут.

Структура занятия: ритуал приветствия, основная часть и ритуал окончания занятия.

В каждое занятие включены подвижные игры (физкультминутки), пальчиковая гимнастика, работа в тетради, творческие задания, подведение итогов.

Занятия с дошкольниками проводятся в специально оборудованном помещении, предназначенном для подгрупповых и групповых занятий.

В период обучения дошкольников по дополнительной развивающей программе для родителей (законных представителей) педагогом-психологом Селивановского Центра проводятся групповые тематические и индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты и способы определения их эффективности

При условии успешной реализации данной программы будут достигнуты следующие результаты: у детей сформируются простейшие математические представления, расширится словарный запас, дошкольники будут знать и называть предметы ближайшего окружения, явления природы, их признаки, преодолеют трудности решения математических и логических задач, смогут эффективно взаимодействовать со сверстниками и педагогами, смогут контролировать и регулировать собственное поведение.

Эффективность программы оценивается после завершения курса занятий. При этом учитывается динамика показателей психологической готовности к школе, особенностей личности дошкольника, его эмоционально-волевой сферы.

Скачать программу полностью (Файл docx). Дополнительная развивающая программа «В школу с радостью!»

Поделиться  -

Читайте также:
Popular Post

Как подготовить ребенка к детскому саду В публикации представлен буклет для родителей и презентация для педагогов к родительскому собранию на тему "Как подготовить ...

Читать далее...
Popular Post

Пример оформления информационного листа-приглашения родителей на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу. В статье, представлен пример оформления ...

Читать далее...
Popular Post

Взаимосвязь эмоционального развития и тревожности ребенка дошкольного возраста. В статье представлен анализ взаимосвязи эмоционального ...

Читать далее...