Публикации педагогов-психологов

Основные направления и формы психолого-педагогической поддержки семейного воспитания

Автор: педагог-психолог МБДОУ "Детский сад №103 "Теремок", г. Нижний Новгород, Брагина Светлана Сергеевна

Аннотация. Статья посвящена актуальным психолого-педагогическим проблемам семьи и детства и раскрывает пути их решения на примере практики муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Теремок» города Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: семья, компетентность родителей, социально-педагогическое партнерство, психолого-педагогическая поддержка.

Введение

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В. А. Сухомлинский

На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характеры и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения, нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Психолого-педагогическая поддержка семьи направлена на:

  •   улучшение семейного микроклимата;

  •   формирование положительных взаимоотношений в семье;

  •   повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

  •   формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка.

Реализуя задачу психолого-педагогической поддержки семьи, важно помнить, что приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается, прежде всего, в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие психолога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Иными словами, содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а для этого необходима информация об уровне психолого-педагогической культуры родителей, их представлениях и приоритетах в воспитании и развитии дошкольника.

У многих родителей, имеющих разный уровень психолого-педагогической культуры, отмечается недостаточное понимание, принятие ребенка, осознания того, что его эмоциональная сфера – базовая основа личности, необходимости психологической защиты и обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Отсюда неумение справляться с собственными личностными проблемами без вреда для эмоционального самочувствия ребенка.

Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно - образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования [5].

Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [7].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [6].

Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы должны быть представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьей в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:

- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно в образовательную деятельность [8].

В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребенка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [5].

Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющиеся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников.

Таким образом, основными направлениями работы нашей дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

2. Повышение компетентности родителей

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

В планировании указанной работы педагогический коллектив нашего ДОУ руководствуется современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации.

Для реализации указанных направлений мы учитываем основные принципы сотрудничества с семьей.

Под психолого-педагогической поддержкой в ДОУ мы понимаем комплексную оперативную помощь, которая направлена на решение индивидуальных проблем семьи, связанных с воспитанием и развитием ребенка.

Система средств социально-педагогической поддержки в условиях ДОУ предполагает выделение следующих педагогических условий:

  •   целостность (используемые средства должны представлять целостную систему);

  •   систематичность (отобранные средства в методы должны применяться систематически, поскольку эпизодическое использование не дает необходимого эффекта);

  •   целенаправленность (подбор форм и методов в зависимости от конкретных задач);

  •   диагностичность (проведение диагностики личностных изменений и коррекции на этой основе индивидуального образовательного маршрута ребенка);

  •   диалогичность (общение сторон в воспитательно-образовательном процессе строится на основе эмпатии, сопереживания, обмена личностными смыслами, доброжелательности, свободы выбора в различных ситуациях);

  •   вариативность (подбор системы средств с учетом индивидуальных особенностей родителей и их ребенка);

  •   динамичность (чередование различных форм и методов организации диалогического взаимодействия).

Мы выделяем следующие этапы социально-педагогической поддержки:

1. Диагностический - фиксируется факт, сигнал проблемности, проектируются условия диагностики предполагаемой проблемы, устанавливается контакт с семьей и производится совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для родителей.

2. Поисковый - ДОУ совместно с родителями начинает искать причину возникновения проблемы (взгляд на ситуацию со стороны).

3. Договорный – происходит проектирование действий сторон (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживаются договорные отношения и заключается договор в любой форме.

4. Деятельностный - организуются и проводятся мероприятия.

5. Рефлексивный - совместное с родителями обсуждаются успехи и неудачи предыдущих этапов деятельности.

Необходимо отметить, что основными направлениями социально -педагогической поддержки являются:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Основные задачи реализации данных направлений следующие:

  •   Обеспечение возможности реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

  •   Осуществление апробации новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.

  •   Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

  •   Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико - психолого - педагогической поддержки, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (систематическое школьное обучение).

  •   Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса на основе общности ценностно - смысловой позиции.

Выбор задач, решаемых в процессе социально-педагогический поддержки, во многом зависит и от категории семьи.

Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагогического коллектива нашего ДОУ во многом отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:

1) благополучные семьи;

2) семьи группы риска;

3) неблагополучные семьи;

4) асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагогического коллектива ДОУ за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах; быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им часто достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому специалистам ДОУ важно наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать вариативные формы и методы социально-педагогической поддержки.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагогического коллектива.

Асоциальные семьи - семьи, взаимодействие с которыми протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семьях данного вида родители, как правило, ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей чаще всего не занимаются. Работа педагогического коллектива с данной категорией семей в большинстве случаев проводится в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.

Настоящая типология позволяет педагогическому коллективу нашего дошкольного образовательного учреждения в полной мере использовать дифференцированный подход при отборе форм, средств и методов социально-педагогической поддержки семей дошкольников.

Рассмотрим подробнее каждый элемент (форму) сотрудничества МБДОУ «Детский сад №103 «Теремок» с семьей в рамках данного направления.

1. Организация консультативной и просветительской работы (родительские собрания, семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, круглые столы, информационные стенды, буклеты, памятки, анкетирование и др.). Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, мы считаем необходимым информировать родителей о том, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций специалисты ДОУ стараются объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

В нашем детском саду разработана программа психолого-педагогической помощи родителям «Родительская школа» (в нее входят семинары - тренинги - практикумы).

Целью данной программы является повышение психолого-педагогической грамотности родителей по созданию благоприятных психологических условий для гармоничного развития детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Задачи программы:

1. Информирование родителей по актуальным и интересующим их вопросам и проблемам, касающихся взаимодействия с собственными детьми.

2. Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.

3. Обучение родителей играм с детьми как одному из способов улучшения взаимопонимания в семье.

4. Обучение родителей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения у детей.

Проведению занятий предшествует процедура анкетирования.

В процессе анкетирования участвуют все желающие родители, особенно родители, вновь пришедших детей.

Информирование родителей происходит на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях, к которым привлечены различные специалисты нашего ДОУ: заведующий, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели ДОУ.

Тренинговая программа детско-родительских отношений тематически строится по системе запросов, исходящих от родителей. В начале года родители активно участвуют в формировании тематического плана тренинговых занятий на весь учебный год. С целью определения тематики занятий в каждой группе детского сада существует специальные ящики, в которых собираются все предложения родителей, вопросы и возможные темы предстоящих тренингов.

Тренинговая программа детско-родительских отношений, представляют собой практическую работу, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия родителей с детьми. Практической части обязательно предшествует теоретическая часть, на которой дается наиболее важная и полезная информация по определенной тематике. Во время тренинга используются различные игры, упражнения, в которых активное участие принимают сами родители. Для подведения итогов и для формулирования запросов на дальнейшие занятия проводится процедура «Обратной связи» в конце каждой встречи.

В мае месяце, по окончании курса занятий обучающей программы «Родительская школа» проходит итоговое занятие, на котором совместно с родителями делаются выводы, подводятся итоги за прошедший год.

2. Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей.

3. Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада. Транспортировка детей на дальние расстояния.

4. Работа в Родительском комитете группы или детского сада.

5. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок "Любимый город", "Семейный фотоальбом", "Герб нашей семьи", "Портрет любимой мамочки" и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, придумать семейный герб и пр.). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому мы считаем, что совместное творчество - еще один путь к выстраиванию отношений педагогов, родителей и детей.

6. Подготовка детских музыкальных, спортивных праздников, досугов и развлечений и участие в них. Праздники - одна из важнейших форм работы с родителями. Ежегодно в нашем детском саду проводится около десяти больших, традиционных праздников. Праздники готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители, они совместно с детьми изготавливают декорации, атрибуты и реквизит к праздникам. Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой - лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

В заключение хочется отметить, что преимущества вышеуказанных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в системе социально-педагогической поддержки неоспоримы и многочисленны:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

- укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Таким образом, чем лучше налажено общение между семьей и коллективом дошкольного образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Список литературы:

1. Карабанова О.А. Психология семьи и основы семейного консультирования. М., 2007.

2. Корчак Я. Как любить детей. М., 1990.

3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.

4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С.-Пб., 2002.

5. Петерсон, Л.Г. Информальное образование родителей дошкольников как условие совершенствования педагогических компетенций / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 5. — С.153-160.

6. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. М., 2003.

7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2012. — 31 декабря. — № 5976.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — № 6241.

Поделиться  -

Читайте также:
Popular Post

Организация и взаимодействие педагога-психолога и семьи в социализации воспитанников раннего возраста (семейная гостиная «Колыбелька») С целью установить ...

Читать далее...
Popular Post

Технологическая карта открытого коррекционно-развивающего занятия "Экспериментум Семья" Цель занятия: развитие понимания себя, интереса к себе и к другим людям ...

Читать далее...
Popular Post

Эффективное общение с ребенком. Памятка для родителей. Памятка составлена по книге Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?».УРОК 1 БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ. ...

Читать далее...