Публикации педагогов-психологов

Основы сенсорного воспитания детей раннего возраста

Автор: педагог- психолог МБДОУ д/с «Сибирячок», г.п. Белый Яр, Вознюк Виталина Диняровна.

Сенсорное развитие (сенсорика) – предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств, но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.

Сенсорное развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

С первых дней после рождения малыш сталкивается с многообразием окружающих его форм, красок и событий.

Многие специалисты говорят, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Но для того, чтобы ребенок полноценно развивался природных способностей ему не будет хватать. Поэтому в первые годы жизни ребенка очень важно, активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем, а также важно помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию. Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, оно является первой ступенью чувственного опыта. От уровня сенсорного развития детей зависит успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Не зря ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений.

Впервые годы жизни малыша, большинство родителей уделяют основное внимание уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, но не придают особого значения тому, что ребенок, помимо этого, нуждается и в «пище» для ума.

Родители считают, что нет разницы, когда ребенок научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки из кубиков, держать карандаш, рисовать, лепить, и.т.д., как многие из них говорят: «придёт время – всему научится, в конце концов, научат в детском саду». А ведь главное в раннем развитии ребенка - не упустить время. Психологи провели исследования, и выяснилось, что ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным. Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий. Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает мерку (с ней сравнивает) для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий. На третьем году жизни, некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (например: треугольные объекты с крышей, красные с помидором). Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Можно выделить несколько приоритетных задач по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста:

1. Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;

2. Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

3. Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);

4. Упражнять в названии свойств предметов;

Количество.

Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много);

Величина.

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т.д.);

Форма.

Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);

Ориентировка в пространстве.

1. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т.п.);

2. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);

3. Двигаться за взрослым в определенном направлении.

Для всех, кто работает с детьми, а также для родителей, важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Поделиться  -

Читайте также:
Popular Post

Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии. Материал может быть использован при сопровождении адаптационного периода школьников ...

Читать далее...
Popular Post

Взаимосвязь эмоционального развития и тревожности ребенка дошкольного возраста. В статье представлен анализ взаимосвязи эмоционального ...

Читать далее...
Popular Post

План по самообразованию педагога-психолога: «Кинезиология в работе педагога-психолога». Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и ...

Читать далее...