Публикации педагогов-психологов

Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ

Автор: педагог-психолог МАДОУ №20 г. Мончегорск, Мурманская область, Тихомирова Людмила Владимировна

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества обра¬зования. Именно в дошколь¬ном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волево¬го, социально-личностного. Обеспечение такого развития предпола¬гает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Деятельность нашего дошкольного учреждения по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных усло¬вий для каждого ребенка.

При постановке задач такого рода педагог-психолог выступает координатором обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов.

Образовательная среда— это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Под психологической безопасностью понимается состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье, включенных в нее участников.

Психологическая безопасность образовательного процесса- это не только состояние педагогического коллектива, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию позитивному мировосприятию и самоотношению.

Исходя из изложенного можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на нее. Структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:

1.систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;

2.систему организации межличностных отношений в ДОУ.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников включает в себя:

  1. установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
  2. создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении и развитии;
  3. организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в ДОУ:

  1. влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
  2. психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

В нашем дошкольном учреждении разработана модель организации экспертизы безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель данной модели: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1. создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;

2. создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

Этапы организации экспертизы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

1. Диагностический этап. На данном этапе анализируются:

отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе (социометрические методики «Два домика» Т. Д. Марцинковская и методика «Секрет» Т.А. Репина, методика «Разноцветные домики» Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомирова направленная на выявление особенностей эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, методика «Мой Светофорик» Е. Д. Полякова на выявление уровня эмоционального отношения к детскому саду, графическая методика «Кактус» на выявление агрессивности, тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой направленный на выявление наличия страхов, рисуночная методика «Я в детском саду» Быкова М., Аромштам М., направленная на определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду );

психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса (вопросник «Отношение детей к педагогу» Е. Е. Алексеева, опросник по определению стиля общения педагога с детьми Маркова А.К., методика оценки агрессивности педагога А. Ассингера);

степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых (анкета-опросник для педагогов «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды дошкольного учреждения»);

психологический климат педагогического коллектива (опросник "Психологический климат в педагогическом коллективе" (И. А. Баева) оценка умения педагога предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими).

2. Организационно-практический этап. В группах нашего детского сада регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды:

психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников через распространение информационных буклетов, консультационного материала для педагогов и родителей воспитанников.

повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста, что подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию процесса организации рационального режима дня (распределение физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям психологической безопасности; использование в работе приемов аутотренинга и релаксации).

организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика, самомассаж, снятие психомышечного напряжения, релаксация и пр.)

организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впе¬чатление о детском саде, что способствует укреплению их психологическо¬го и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сфе¬ры. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимули¬рует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора.

В группах нашего дошкольного учреждения организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – организованы таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. Яркость, необычность оборудования пространства, вера в ре¬зервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия воспитанника и педагога.

Модель организации экспертизы безопасной и психологически комфортной образовательной среды в выстроенная в условиях реализации ФГОС ДО, дает положительные результаты:

  1. соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;
  2. направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное вза¬имодействие с детьми;
  3. сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное со¬стояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гиб¬кого и варьированного режима дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образова¬тельной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; вве¬дения релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;
  4. создание условий для естественного всестороннего развития творческого по¬тенциала и индивидуальных способностей воспитанников;
  5. уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;
  6. успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ;
  7. сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.

Анализируя результаты, можно сделать вывод об эффективно¬сти предложенной системы по сохранению и укреплению здоро¬вья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психо¬логически комфортной образовательной среды в условиях реали¬зации ФГОС ДО.

Список использованных источников:

1. ФГОС ДО от 14.11.2013 г, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4

3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды / Под ред. И.А.Баевой: Учеб. пособие. – М., 2009

4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993

5. Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду». Дошкольное образование. 2002. № 12. 7. Новоселова С.Л. “Развивающая предметная среда”. М., 2001

6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003

Поделиться  -

Читайте также:
Popular Post

Важность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста. В статье представлен материал по использованию песочной терапии в работе с детьми ...

Читать далее...
Popular Post

Взаимосвязь эмоционального развития и тревожности ребенка дошкольного возраста. В статье представлен анализ взаимосвязи эмоционального ...

Читать далее...
Popular Post

План по самообразованию педагога-психолога: «Кинезиология в работе педагога-психолога». Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и ...

Читать далее...