Публикации педагогов-психологов

Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии

Автор: педагог- психолог МБОУ СОШ с.Суадаг, РСО- Алания, Агнаева Лариса Сергеевна.

В настоящее время растет количество детей с эмоциональными нарушениями, прежде всего это связано с нестабильной экологической обстановкой, негативным воздействием средств массовой информации, разобщенностью детей, их неумением общаться между собой. Современные дети стали менее восприимчивы к чувствам и эмоциям других людей.

Исследования показывают, что успех в жизни не зависит от одного показателя IQ. Чтобы состояться как личность, нужны хорошие эмоциональные способности. Эмоционально-личностная стабильность способствует успеху, физическому и психическому здоровью и более высокому качеству взаимоотношений. Было выявлено, что люди с высоким IQ не способны выполнять задачи из-за того, что ими управляют чувства, а не разум. Так появился термин «эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект (ЭИ) - это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач. Его подразделяют на низкий и высокий ЭИ.

Дети с низко развитым эмоциональным интеллектом проявляют агрессию; низкая успеваемость и концентрация внимания; отсутствует интерес к учёбе; затруднение в осознании и определении собственных эмоций; повышение риска возникновения психосоматических заболеваний. Дети же с высоко развитым эмоциональным интеллектом проявляют эмпатию и понимают чувства других; более успешно протекает адаптация; в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью; низкий уровень тревожности; могут управлять эмоциями.

Низкий ЭИ отражается в неуверенности в себе, чрезмерной самокритике и сложностях в общении с людьми — всем том, что мешает людям эффективно работать. Высокий же уровень эмоционального интеллекта выражается в четырех признаках.

1. Общение Умеете ли вы и ваш ребенок слушать и ясно выражать свои мысли? .Положительные ответы на эти вопросы — признаки хорошо развитой стороны эмоционального интеллекта. Если эта сторона ЭИ близится к идеалу, вы должны не только говорить и слышать, но и уметь объяснить свои ожидания, улаживать конфликты и вдохновлять других.

2. Понимание или эмпатия Насколько хорошо вы улавливаете настроение других? Часто ли у вас возникает недопонимание в общении? Специалисты в области эмоционального интеллекта утверждают, что люди с высоким ЭИ отлично ощущают себя в группе и быстро понимают эмоциональные посылы других ее участников. Поэтому ни конфликтов, ни недопонимания при работе в коллективе у них не возникает.

3. Самопознание Признаком высокого эмоционального интеллекта является и знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними.

4. Управление эмоциями Преодоления ситуаций, в которых эмоции берут верх. Вершина ЭИ — это не только знать свои эмоции, но и уметь ими управлять.

Высокий уровень ЭИ помогает во многих жизненных ситуациях: сдать сложный экзамен, найти общий язык с одноклассниками в трудном возрасте, закончить школу, поступить в вуз. Он помогает не поддаваться стрессу, а значит и не «терять» из-за него знания во время контрольных, ЕГЭ и сессий.

Эмоции могут не только не мешать, но и помогать.

Если у детей младшего возраста относительно простые эмоциональные задачи (что такое хорошо, что плохо, что делать, если я расстроен, почему я грущу или злюсь), то у подростков все сложнее. В «трудном» возрасте их эмоции меняются, а каждая ситуация кажется новой.

Подростки предпочитают занятия, которые не нагружают мозг, предпочитают виртуальное общение, заботятся о своем здоровье, не читают книг. Если подросток не читает книги, то у него не развивается воображение, наблюдается низкий уровень словарного запаса, а также недостаточно формируется умение понять свои эмоции, управлять ими, правильно их выражать, понимать чувства окружающих, проявлять сочувствие. Исходя из результатов исследований , можно сделать акцент на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков .

Методики диагностики эмоционального интеллекта

1.Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта.

2.Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых.

3.Методики «мульти-оценщики»: тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей, проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.

Хорошим инструментом для развития ЭИ является арт- терапия.

Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия с её принципами формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей.

Ценность применения арт- терапии в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д..

Наиболее часто используются следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и её продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.

Рисуночная терапия

Основанная на изобразительном искусстве.

Типы изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:

  • каракули: бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;
  • схемы и полусхемы: стереотипные изображения;
  • пиктограммы: схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению к миру;
  • художественные образы, обладающие эмоциональной ценностью, обеспечивающие переживания без дополнительных разъяснений.
  • Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости

    Краски смешиваются и создают разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.

    Библиотерапия

    Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений

    • Дает возможность активизировать чувства;
    • учит преодолевать неблагоприятные установки и отношения;
    • помогает улучшать эмоциональное состояние;
    • является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
    Драматерапия

    Метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: ✓сценические; ✓ролевые; ✓ актерские; ✓импровизационные техники. Только во взаимодействии-диалоге ребенок может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека.

    Танцевальная терапия
    • Выражение своих эмоции через танец;
    • способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке;
    • движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие;
    • движения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта.

    Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности.

    Мы живем и учимся, и одна из вещей, которой мы научаемся - уравновешивать эмоции и разум. Управление собой – это умение человека выбрать среди возможных эмоций ту, которая поможет ему эффективно взаимодействовать с людьми.

    Список литературы:

    1. Андреева И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга .:СПб: СПбИУиП, 2009.

    2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997

    3. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: ACT., 2008.

    4. Вачков И. В. Еще раз о месте психолога в школе / И. В. Вачков // Школьный психолог. – 2008.

    5. ГоулманД. Эмоциональный интеллект. М.: ACT, 2008.

    6. Зарипова Ю. Р. Поверь в себя : Программа психологической помощи подросткам / Ю. Р. Зарипова. – М. : Чистые пруды, 2007

    7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко. - СПб. : Речь, 2003

    Поделиться  -

Читайте также:
Popular Post

Важность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста. В статье представлен материал по использованию песочной терапии в работе с детьми ...

Читать далее...
Popular Post

Взаимосвязь эмоционального развития и тревожности ребенка дошкольного возраста. В статье представлен анализ взаимосвязи эмоционального ...

Читать далее...
Popular Post

План по самообразованию педагога-психолога: «Кинезиология в работе педагога-психолога». Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и ...

Читать далее...