Публикации педагогов-психологов

Занятие по психологической подготовке выпускников 11-х классов к ЕГЭ и ГИА

Автор: педагог-психолог МБОУ «СОШ №3», Тамбовская область, город Рассказово, Семенова Людмила Владимировна

Предмет (направленность): школьная психологическая служба

Возраст детей: 9-11 классы

Место проведения: кабинет педагога-психолога

Педагог-психолог: Здравствуйте! Рада вас видеть, желаю всем хорошей работы. Предлагаю поприветствовать друг друга необычно, так, как приветствуют всех жители страны восходящего солнца. При этом улыбнитесь друг другу, посмотрите в глаза. (Участники приветствуют друг друга).

Педагог-психолог: Садитесь, пожалуйста. (Участники усаживаются полукругом) Вы, наверное, уже догадались, что занятие будет не совсем обычным, мы не будем заучивать формулы, читать или пересказывать. Мне хочется, чтобы наша встреча оказалась полезной для вас и стала стимулом для саморазвития.

Не перестаю восхищаться японцами, которые могут часами смотреть на сад камней, цветущую сакуру или полет бабочки. Послушайте стихотворение – хокку - древнего японского поэта Басё.


«Бабочки полёт
Будит тихую поляну
В солнечных лучах»

В некоторых культурах - бабочка - символ души, возрождения и изменения. Послушайте, пожалуйста, притчу.

Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке и освободил ее от кокона. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. (Во время рассказа притчи психолог привлекает девушку и юношу для обыгрывания)

Педагог-психолог: Как вы думаете, в чем смысл этой притчи? Возможные ответы: потому, что человек сделал то, что она должна была сделать сама, приложив свои усилия.

Педагог-психолог: Усилия нужны не только бабочке, каждому из нас каждый день приходится принимать быстрые решения. В этом нам поможет упражнение «Сицилийские дебаты». Сейчас стоит не совсем понятная погода: ни зима, ни весна. Разделимся на две команды: рассчитаемся на «зима – весна». Команды, встаньте друг напротив друга. Начинаем дебаты. Приводите аргументы в пользу своей позиции.

Какое время года лучше: зима или весна? (Одна команда приводит аргументы в пользу «зимы», другая - «весны»)

Что лучше: быть взрослым или ребенком? (Одна команда приводит аргументы в пользу «взрослого», другая – в пользу «ребёнка»)

Экзамен – это хорошо или плохо? (Одна команда доказывает, что экзамен – это плохо, другая – хорошо)

Педагог-психолог: Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом экзамен? (Ответы участников). А теперь вспомните чувства, которые возникают у вас при мысли об экзамене. Слева запишите положительные чувства, справа – отрицательные. Участники все выходят к доске и записывают чувства. Посмотрите, у нас получились две стороны одной медали под названием экзамен.

Педагог-психолог: С отрицательными переживаниями и чувствами можно справляться и многие это успешно делают. Предлагаю вам упражнение «Дыхательная релаксация». Глубокий вдох, задержать дыхание и долгий выдох. (Повторить 3 раза) Дыхательная релаксация удобна тем, что ее можно применять прямо на экзамене, и быстро достичь расслабления.

Следующее упражнение «Мышечная релаксация». Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Сначала мышцы необходимо специально сильно напрячь, затем расслабить. «Представьте, что в левой руке у вас лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно». (Повторять с каждой рукой по 3 раза).

Педагог-психолог: Повысить уверенность поможет упражнение «Ты – молодец!». По моему сигналу вы будете говорить о своих достижениях. Сначала – один, потом – другой. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: "А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!" И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее. Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: "Я люблю себя, я уникален и неповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!" Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. Встаньте парами. По моему сигналу начали. Участники выполняют упражнение «Ты – молодец!».

Педагог-психолог: А с отрицательными переживаниями мы поступим решительно: уничтожим их. Возьмитесь все за лист и… раз - два – три смело разорвите его. Выбросьте в корзину. Мы выполнили несколько упражнений для преодоления отрицательных переживаний. Что вы можете использовать для психологической подготовки к экзаменам? Высказывания участников.

Педагог-психолог: Обратите внимание на высказывание. «Алмазы – это кусочки угля, которые хорошо поработали над собой». Как вы можете связать их с притчей о бабочке? Высказывания участников.

Педагог-психолог: Желаю вам быть сильными, работайте над собой, не бойтесь трудностей, ставьте перед собой высокие цели и добивайтесь их. Перед вами весь мир открыт!


Ведь ты - человек,
Ты и сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми – не бывает дороги простой.

Спасибо за работу! Удачи на зкзаменах!

Поделиться  -

Читайте также:
Popular Post

Важность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста. В статье представлен материал по использованию песочной терапии в работе с детьми ...

Читать далее...
Popular Post

Взаимосвязь эмоционального развития и тревожности ребенка дошкольного возраста. В статье представлен анализ взаимосвязи эмоционального ...

Читать далее...
Popular Post

План по самообразованию педагога-психолога: «Кинезиология в работе педагога-психолога». Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и ...

Читать далее...