Публикации педагогов-психологов

Тренинг «Волшебные краски» (сказкотерапевтическая техника)Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Автор: педагог-психолог,МБДОУ «ДС № 55 г. Челябинска» СП4,Осипова Надежда Валентиновна.

Цель:

актуализация ресурса жизненной силы, формирование нравственного иммунитета, отреагирование и сублимация деструктивных чувств, подавленного напряжения; командообразование.

Задачи: развитие воображения, творческого мышления, коррекция эмоциональноволевой регуляции: способности конструктивно договариваться, сотрудничать, находить компромисс. Диагностика доминирующей стратегии поведения в нестандартной ситуации: избегание, компромисс, конфронтация, сотрудничество, конкуренция.

Основной приём – спонтанное рисование: наносится множество слоёв краски, пока художника не удовлетворит результат. Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою «объёмность».

Материалы:

1. Лист фанеры или плотного картона (для совместного рисования большой

лист, для индивидуального – для каждого участника).

2. Клеёнка, тряпки, салфетки, фартуки или халаты (средства защиты).

3. Миски 0,5 – литровые (будущие «волшебные горшочки»).

4. Мука (из расчёта чуть меньше половины миски на одного человека).

5. Соль крупная (одна горсть или 2-3 столовые ложки на одного человека).

6. Масло подсолнечное или иное растительное из расчёта половина чайной ложки на одного человека.

7. Клей ПВА (минимум 4 столовые ложки на одного человека, можно больше).

8. Краски ГУАШЬ (желательно свежая, 12 цветов).

9. Вода (лучше, если у каждого участника будет своя мисочка или бутылочка;

Тесто постепенно разбавляется водой до густоты теста на оладьи или густые блины.

Символическое значение «волшебных ингредиентов»

Мука – хлеб, достаток, достаточное количество материальных возможностей для реализации задуманного, удовлетворённость, покой, гармония.

Соль – процесс поиска, познания сути вещей и явлений, кристаллы знаний, жизненного опыта.

Масло растительное – сок растения, синхронизация с происходящим, и, как следствие, удачное стечение обстоятельств. (Масло добавляется немного, чтобы «не поскользнуться»).

Вода – энергия жизни во всех её многоаспектных проявлениях.м

Клей – восстановление целого из частей.

Краски – многообразие жизненных проявлений и опыта.

«Волшебные горшочки» - символическая Чаша, вместилище нового опыта.

Ход тренинга

Знаете ли вы, дорогие друзья, что в сказочном мире называют «волшебным горшочком для красок»? Позвольте вам рассказать. Так вот, жила, давным – давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать о всех её чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля. Она прочла заклинание, и…. очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг неё бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир потерял краски и стал чёрно – белым! Несколько минут на месте вздорного короля привели волшебницу в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени в камине показались ей какими-то скучными и блеклыми. «Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть всё чёрно –белым и противным, как можно сохранить в своём сердце Любовь и Доброту?! Что же делать?!» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!» Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»

По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие – что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни всё шло «как по маслу»; для четвёртых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с лёгкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали «склеить» разбитые отношения…. «Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы. Потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно. Замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки между пальцев, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда моё волшебное тесто станет достаточно жидким, таким, из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания». Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у неё! Небо прислало ей голубой цвет, лес – зелёный, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.

Что же было дальше, спросите вы. А дальше, волшебница и её помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.

С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовят их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну. Вот такая история, дорогие друзья! И сегодня мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить волшебную страну.

Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его в руках, я расскажу вам, как готовить основу для красок. Итак, сначала вы наполовину (или чуть меньше) заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать её пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья. Затем, вы добавляете горсть соли и перемешиваете её с мукой, помня о том, что соль помогает познать тайны. Далее, вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Но помните, что чрезмерное «умасливание» приводит к совершенно противоположному эффекту! Ведь если добавить слишком много масла, можно и поскользнуться. Поэтому добавляйте не более половины чайной ложки масла.

Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто. Перетирая комочки между пальцев, потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно 2-3 столовые ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте. Кто помнит, что символизирует клей? Если тесто сильно загустеет, его можно чуточку разбавить водой.

Последовательность ведущий говорит поэтапно, по мере выполнения действий. Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, кто какой цвет будет создавать в своём горшочке. Создавать страну мы будем общими красками. Итак, в путь!

В процессе приготовления красок ведущий оказывает участникам помощь. Если при распределении цветов возникают трудности, можно подчеркнуть важность сотрудничества и взаимопонимания между начинающими волшебниками. Когда участники договорятся о выборе цветов – каждый из них добавляет в свой горшочек гуашь выбранного цвета и тщательно размешивает. Когда краски будут готовы, ведущий помогает участникам разложить большой картон (или лист фанеры, или ДВП) и показывает, как рисовать волшебными красками. Ведущий, наблюдая за процессом рисования, может неоднократно повторять, что создаётся сказочная страна, поэтому она должна быть красивой, интересной и необычной. А после создания сказочных рисунков участники вместе наводят порядок.

Интеграция. Обсуждение.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Дорогие друзья, каково быть волшебником, создавать новый мир, новую страну?

2. Что было легко, а что трудно?

3. Как опыт приготовления волшебных красок и совместного создания сказочной

страны будет полезен нам в реальной жизни?

4. Какой опыт заберём с собой в реальную жизнь, а что оставим?

После высыхания (этот процесс может занять сутки или даже чуть больше) вновь можно провести обсуждение и анализ готовых работ. Может оказаться, что волшебником стать не очень нелегко и особенно создавать сказочные картины: иногда как не стараются юные волшебники замесить однородную основу для красок без комочков, она всё равно получается у многих с комочками. А в результате высыхания во многих местах картина может потрескаться. И все это может стать поводом для обсуждения, анализа и извлечения уроков.

• А в реальной жизни, когда вы над чем-то трудитесь всё и всегда получается «без комочков»?

• Какие качества людям помогают, что бы в их жизни было как можно меньше комочков?

• Всегда ли трещины на картине портят ее или и в этом есть своя особенность и красота?

Ниже приведены фото-образцы процесса рисования волшебными красками и готовые работы воспитанников.

Фото:
Popular Post Popular Post Popular Post Popular Post

Поделиться  -

Читайте также:
Popular Post

Организация и взаимодействие педагога-психолога и семьи в социализации воспитанников раннего возраста (семейная гостиная «Колыбелька») С целью установить ...

Читать далее...
Popular Post

Технологическая карта открытого коррекционно-развивающего занятия "Экспериментум Семья" Цель занятия: развитие понимания себя, интереса к себе и к другим людям ...

Читать далее...
Popular Post

Эффективное общение с ребенком. Памятка для родителей. Памятка составлена по книге Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?».УРОК 1 БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ. ...

Читать далее...